Роб-Грийе́ Ален (Robbe-Grillet) (р. 1922), французский писатель. Представитель «нового романа». От «вещизма» (книга «Резинки», 1953) перешёл к «игровым» текстам, использующим архетипы массовой культуры, подсознания (роман-детектив «Проект революции в Нью-Йорке», 1970; роман «Топология города-призрака», 1975). Романы «Джинн» (1981). «Романизированная» автобиографическая трилогия (в том числе, «Последние дни Коринфа», 1994).
* * *
РОБ-ГРИЙЕ Ален - РОБ-ГРИЙЕ́ Ален (Robbe-Grillet) (18 августа 1922 - 18 февраля 2008), французский писатель и кинорежиссер.
По образованию инженер-агроном. Представитель «нового романа» во французской литературе. От «вещизма» (книга «Резинки», 1953) перешел к «игровым текстам, использующим архетипы массовой культуры, подсознания» (роман-детектив «Проект революции в Нью-Йорке», 1970; роман «Топология города-призрака», 1975). Роман «Джинн» (1981). Мемуарные романы («Анжелика», 1988).
Уже будучи известным писателем, обратился к киноискусству. Написал сценарий знаменитого своим новаторством фильма А. Рене (см. РЕНЕ Ален) «В прошлом году в Мариенбаде» (1961). Через два года сам удачно дебютировал в режиссуре лентой «Бессмертная» (1963), в которой продолжил поиски новых средств выразительности. Однако картина «Трансъевропейский экспресс» (1966), при всей своей модной интеллектуальности, носила явные следы коммерческого кино и заслужила упреки критики в ложной многозначительности.
Фильмы, снятые по рецептам «нового романа», были обречены на провал в прокате, и Роб-Грийе изобрел свой стиль, смешивающий многозначительную интеллектуальность, изощренный холодный эстетизм и навязчивую сексуальность, чем вызвал насмешливое сравнение с маркизом де Садом, а подчас и упреки в прямой порнографичности в фильмах «Рай и после» (1970), «Постепенные соскальзывания к удовольствию» (1973), «Игра с огнем» (1975), «Прекрасная пленница» (1982). После перерыва снял вместе с молодым режиссером Д. Ле Клерком криминальную драму «Звук, издаваемый безумцем» (1994).
РОБ-ГРИЙЕ Ален (Robbe-Grillet, Alain)
(р. 1922), французский романист, эссеист и кинематографист. Родился 18 августа 1922 в Бресте. В 1945 окончил Национальный сельскохозяйственный колледж. Первый его роман Резинки (Les Gommes, 1953), где история Эдипа усложнена атмосферой таинственности, считается ключом ко всему его творчеству. Признание пришло с выходом в свет Подсматривающего (Le Voyeur, 1955), где описана схожая с гипнозом мания извращенца, и Ревности (La Jalousi, 1957), часто называемой его наиболее удачным романом. В нем почти нет действия. Книга содержит подробнейшие описания неодушевленных предметов (так называемый "шозизм"), персонажи несущественны настолько, что обозначаются инициалами. Рассказчик - нигде не упомянутый наблюдатель-хроникер, который повествует в отстраненном тоне, однако на самом деле со страстью воспринимает объекты и события, имеющие отношение к роману его жены с другим мужчиной. Ход времени в этом рассказе прерывается бесконечными повторами одних и тех же эпизодов.
В начале 1960-х годов Роб-Грийе обратился к кинематографу, написав сценарий фильма Алена Рене Прошлым летом в Мариенбаде (L'Anne dernire Marienbad), а затем по собственному сценарию сняв картину Бессмертная (L'Immortelle, 1963). Ведущее положение Роб-Грийе среди "новых романистов" отчасти объясняется его активностью как теоретика, обладающего четкой концепцией. В ряде статей, составивших книгу За новый роман (Pour un Nouveau Roman, 1963), он призывал покончить с традиционным романом, поскольку ясно очерченный сюжет и целостный герой ("устаревшее понятие") более не выражают положения человека в современном мире. Роб-Грийе доказывал необходимость "очистить литературу от гипертрофии антропоморфизма", т.е. описывать природу и вещи, как они есть на самом деле, объективно.
ЛИТЕРАТУРА
Великовский С. В лабиринте расчеловечивания искусства. - В кн.: О современной буржуазной эстетике, 1. М., 1963 Балашова Т.В. Французский роман 60-х гг. М., 1965 Роб-Грийе А. Проект революции в Нью-Йорке. М., 1996 Роб-Грийе А. Дом свиданий. СПб, 1997 Роб-Грийе А. В лабиринте. СПб, 1999